В Барановичи
Сегодня мне впервые предстояло поехать в Барановичи в качестве стажёра. Отправление грузового состава было запланировано на 16:40, а сообщили мне о поезде ещё в 14:00. С этого момента я готов был ехать куда угодно. Вышел из дома как полагается пораньше, взял с собой фотоаппарат, для запечатления своей первой поездки с грузовым составом на дальнее расстояние, но был огорчен поведением погоды. За целый день навалило по щиколотку снега, но если бы он прекратился… Снег валил под сильным порывом ветра, забивая все щели, и с каждой минутой всё больше и больше разочаровывала меня, а ведь какое настроение было. Подъехал к «Одиннадцатому» посту к 16:00, проходя по мостику увидал бракованные вагоны, возле которых суетилось много народу. «Не наш ли это состав?» - мелькнула у меня в голове коварная мысль. Как только я пробрался через занесённые пути мне навстречу вышли и машинисты с которыми я должен был ехать – Леонид и Игорь. Жизнерадостный Игорь показался мне каким-то омрачённым. Мало того, что подводила погода, то теперь стало ясно, что состав, который мы должны были везти, поведёт другая бригада, а нас подведут именно под этот бракованный поезд. Причиной всему стала неисправность в вагоне, и из-за этого поезд на 16:00 не отправился вовремя. Около полутора часов мы ждали пока состав переформируют, и наконец-то мы сцепились. «Откачали», попробовали тормоза и сразу после электрички тронулись на 150-и километровое расстояние. Товарняк был до Городеи и дальнейшая наша судьба была неизвестна.
Всю жизнь, примерно каждые 2 месяца я ездил в Барановичи к тёте на электричке, наблюдая уже надоевшие пейзажи. За бойким светом прожектора падающий снег не представлял уже разочарования, ночная поездка с отправлением в 18:10 манила всё больше и больше и все те пейзажи, которые я смог наблюдать в темноте, казались совершенно другими. Новый мир открылся передо мной с видом из лобового окна, небольшой, но яркий пучок света, заснеженные опоры, яркие сигналы светофоров, занесённые до невидимости снегом рельсы и встречные, которые иногда забывали, или умышленно не выключали прожектор.
Снег всё более и более забивал стекла, стеклоочистители еле-еле справлялись со своей работой, а снег не уменьшался. Снежинки казались полосками исходящими из прожектора, всё сливалось воедино, снег вдали казался туманом, сквозь который пробивались зелёные огоньки. Эти зелёные огоньки на расстоянии полтора километра казались совсем рядом, создавая обман зрения. Не всегда огоньки были зелёными, из-за впереди идущей электрички на локомотивном светофоре загорался и желтый, но проходили только под зелёный. Я справлялся с работой помощника машиниста, объявляя сигналы, стрелки, направления, пролёты и т.д. Периодически наблюдал за составом, нет ли замечаний по составу. Наблюдение необходимо было вести высовываясь из окна, и высунувшись первый раз я подумал, что сейчас меня окатит хлопьями разорённого от скорости снега, но не тут-то было. Честно признаться я думал, что щиток пред боковым стеклом мало от чего помогает, но оказывается я был не прав. Ни одной снежинки на меня не попало, да и ветром не сильно дуло. Стекавшая вода с окон загонялась на корпус потоком воздуха и замерзала образуя причудливые льдинки. Электровоз спереди покрывался двухсантиметровым слоем льда. Повернув голову вперёд я ошалел, ведь высунувшись из окна идёт совершенно другое ощущение скорости, гул колёс, ветер в лицо, секции электровоза мотало во все стороны, казалось что мы мчимся под двести километров. Но на спидометре было всего лишь 70км/ч. Ощущение скорости сильно преувеличивалось, точно так же как и расстояние до сигналов.
Немного о машине. ВЛ80 – электровоз пр-ва Новочеркасского завода, вес 149 т, мощность 8000л.с., макс. скорость на Белор.Ж.Д. 90 км/ч. Сам по себе локомотив немного корявый, оборудование расположено друг на друге, кабина маленькая и втроём там было тесновато, зато тепло. Жёсткая подвеска на буксах, зато люлечная настроена в самый раз. Ещё один минус это очень узкий и низкий проход, причём только с одной стороны секции. Зато по мощности это просто «Донской зверь». Как ни ругай, но проехав на этой зверюге у меня осталось много впечатлений. На этом ВЛе стоял КЛУБ. Вещь для машиниста очень полезная, показывает всё что надо в пути: расстояние до сигнала или переезда, разрешенную скорость на каждом участке, а так же дисциплинирует работу. Хотя по инструкции машинист должен знать профиль и скоростные режимы маршрута наизусть, поэтому в помощи клуба не нуждался. Выпускаются КЛУБы на Ижевском заводе, бывшем или ещё действующем военном заводе.
Вот так катились мы и катились до самой Городеи, и тут голос дежурной о принятии нас на 4 путь, далее последовало сообщение о том, что надо прицепить состав на 5 пути и вести его до Баранович. Прибыв на станцию отцепляться не спешили, сначала закрепили хвост поезда, а затем сделав проход, закрепили и его вторую половину. Прицепились под Барановичи. Дали воздух. Пошла стандартная процедура перед отправлением. В Городее я увидел локомотив ТЭМ18, среди станционного полумрака он выглядел потрясающе. И после получасовой стоянки снова в путь. При подъезде к Барановичам, примерно сразу же после о.п. Крошино на небосводе облака приобретали желтоватый цвет, отражая люминесцентное освещение станции Барановичи-Центральные. Под два жёлтых прибываем в парк отправления (Минский парк), немножко стоим под красным. Как только открыли сигнал мы прямиком покатились в парк прибытия, где и оставили вагоны в 23:00. ДСП дал указание: «Едем в депо через тюрьму». «Тюрьма» на Центральных это горловина возле следственного изолятора. Вот оно депо Барановичи в котором работал слесарем мой дедушка. Слезая с электровоза чуть не утонули в снегу, естественно электровоз я сфотографировал на память, фото прилагается в ссылке. Долгожданный отдых.
Дом отдыха локомотивных бригад – это одноэтажное здание с уютным интерьером, столовой, кинозалом, в общем есть всё что надо, и казалось бы тишина тут… Но на счёт тишины следует сделать поправку, так как я человек не привыкший к жизни рядом с железной дорогой, то мне было сложновато освоится. Но кое-как мне удалось уснуть, но сон был нарушен в 5:30, нам сообщили о том, что в 7:30 у нас поезд на Минск. Около 6-и часов мы вышли на улицу. «Не погода, а лепота»- сразу же почувствовал я. Небольшой морозец, ветра нет, снег не падает, и на душе было хорошо.
Снова в депо, сперва на новом электровозе номер я не посмотрел, но кабина была как-то знакома. Но естественно это то же электровоз на, котором мы ехали сюда. За нами стоял ещё один ВЛ., который должен был ехать за нами, из депо выезжали в спарке, но после расцепились.
Ехали потихоньку по главному пути, и остановились перед красным сигналом. Пока стояли нас обогнал тот эл.воз с которым мы ехали в спарке, его номер 406. Игорю это не понравилось и видно было, что опять всё настроение насмарку. Стояли опять минут сорок, после чего по команде ДСП поехали на Полесские под состав на Минск.
Девять ноль восемь. Последнее отправление этой смены. 406 с составом уже далеко уехал, хотя должен был ехать после нас. Стало светло, пробивалось солнышко. Перед о.п. «Пост номер один» один хулиган показал нам «американскую» фигу, на, что я ответил точно так же, бывают же люди. Проследовали «Пост №1» и выехали на магистраль, ехали со скоростью около 15 км/ч. Пробу тормозов грузовые и пассажирские поезда, которые уезжают с Полесских, делают уже на магистрали, а электрички сразу же за выходными сигналами, возле «Бархима». После выезда за пределы станции начало пробиваться солнце, и среди облаков проглядывалась небесная синева.
Первый встречный был грузовик. Морда ВЛа показалась ещё вдалеке, и тянула за собой вихрь снега сквозь который всё больше и больше виднелся состав. Встреча с электровозом, пара вагонов и видимость затмила белизна, она то спадала, то закрывала всю видимость на долгое время. После проследования поезда я выглянул в окошко и ничего от состава кроме белого облака я не увидел. Прекрасные виды открывались из кабины, леса, деревни, остановочные пункты и отдельно стоящие жилые дома. По пути встречались путейцы, которые шли по колее, а при проследовании состава останавливались и делали промашку жёлтым флажком. Путейцев было много, даже в субботу, наверняка это было связанно с обильными снегопадами. На каждой станции рабочие очищали остряки стрелок, а некоторые были с подогревом, и вдали, казались чёрными пятнами в горловине. Очень интересно было посмотреть на мост через Днепр. Перед ним пути расходятся, и поезд входит в полупрозрачный тоннель, но длится это не долго, считанные секунды. В Столбцах встретился нам и этот состав с 406 ВЛом, который пропускал, наш поезд, так как по графику, на разборку должен был прибыть позже нас. На станции Негорелое, в базе запаса я успел высмотреть ТЭП60 со старой, советской окраской, был ли это 2ТЭП60 я так и не понял, ведь видел его только спереди. На богатой базе, полной паровозов, ТЭ3 и двойных шестидесяток за восемь лет не осталось практически ничего. Одни локомотивы законсервированные, в Минском депо ещё недавно, и уже перекрашенные. На предвходном сигнале горел желтый мигающий, но вдруг он превратился в жёлтый. «Не хочет принимать нас дежурный»- сказал Игорь, и сразу же на нем загорелся жёлтый мигающий сигнал, это радовало. Прибыли в первый парк и сразу же отцепились, после чего помчались в четвёртый парк под состав, где нас ждала новая бригада. На этом Барановическое путешествие закончилось. После поездки немного морило, и хотелось спать, но здоровый сон после этого путешествия был на благо. Вот так я провёл почти сутки в поездке. Все имена и номера локомотивов изменены.
|